HeXen: Beyond Heretic (1995) (или Hexen) — компьютерная игра, шутер от первого лица, разработанный студией Raven Software, изданный id Software и распространявшийся компанией GT Interactive. Дата выхода — 30 октября 1995. Представляет собой сюжетное продолжение игры Heretic. HeXen начинал разрабатываться как дополнение или сиквел игры Heretic, но в итоге вырос в самостоятельный проект. В переводе с немецкого Hexen означает «ведьмы, колдуньи», а hexen — «колдовать». Действие игры происходит в мире, захваченном одним из трёх Змеиных всадников (Serpent Riders), с соратником которого игрок боролся в игре Heretic. В начале игры можно выбрать персонажа и его класс — это воин Баратус, маг Дэдолон и монах Париас. В соответствии с выбранным классом игрок получал возможность использовать три разных набора вооружений и иметь разные возможности использовать предметы инвентаря (маг может использовать больше предметов, чем монах или воин).
В основе сюжета лежит тот же принцип, что и в игре Heretic: игрок — единственный оставшийся в живых представитель своей расы в мире, захваченном одним из Змеиных всадников. Единственное отличие — в Hexen выжили три героя. В однопользовательском режиме они действуют как бы независимо друг от друга, а в многопользовательском — могут объединить свои силы. Кроме того, к ним может присоединиться четвёртый.
В плане геймплея Hexen существенно разнообразил монотонность стандартного шутера от первого лица: помимо истребления монстров игроку приходилось решать несложные квестовые задачки, в основном сводящиеся к поиску выключателей и дверей, которые они открывают. В отличие от игр Doom и Heretic появилась возможность возвращаться на ранее пройденные уровни. Сложность игры состоит и в том, что кнопка, нажатая на одном уровне, может открыть дверь на другом, таким образом, игроку приходится часто путешествовать между уровнями и искать открывшиеся двери. Некоторые объекты активируются только после нажатия всех нужных кнопок на нескольких уровнях подряд.
Hexen использует модифицированную версию движка игры Doom, который позволяет (как и в игре Heretic) смотреть вверх и вниз, играть по сети восьми игрокам и выбирать персонажа из трёх классов. Эта игра также сделала популярной «систему хабов» (hub system), характеризующую продвижение игрока по уровням в жанре шутеров от первого лица. В отличие от предыдущих игр, которые воспроизводили музыку исключительно в формате MIDI, Hexen обладал способностью проигрывать треки с аудио-CD. Hexen улучшил движок игры Doom многими другими способами: более обширные уровни, мерцающий свет, звук на триггерах, возможность прыгать. Кроме того, некоторые двери открывались в трёх измерениях, архитектурные элементы могли двигаться в горизонтальной плоскости и поворачиваться вокруг своей оси.